Как выбрать средства обучения?
Очевидно, не следует использовать все средства сразу. Это не только не поможет, но и запутает учеников. Лучше остановиться на нескольких из них. Вибирая средства обучения, руководствуйтесь следующими принципами:
- Учитывайте возраст учащихся и их индивидуальные особенности.
- Грамотно сочетайте средства обучения, воздействуя равномерно на ум, сознание, эмоции, поведение учеников. Не стоит работать, например, только с печатными или электронными средствами. Расширяйте диапазон.
- Помните о базовых дидактических принципах обучения.
- Вовлекайте учеников в процесс, помогайте разобраться, не оставляйте их один на один со средствами обучения.
- Помните о правилах безопасности! Особенно с тренажёрами и техникой.
Начните с небольших изменений, а с опытом придёт и более чёткое понимание потребностей в конкретных средствах обучения!
Современные компьютерные технологии для детей
ПК, а с ними и новейшие информационно-компьютерные технологии, всё более интенсивно вторгаются в нашу повседневную жизнь. Сегодня каждому образованному человеку, а уж тем более учителю необходимы хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК. Учитель просто обязан быть информационно компетентным, без этого современное образование просто уже невозможно себе представить. Так помощником может стать решебник по математике 6 класс Мерзляк.
Как можно использовать компьютер
Использование в учебном процессе компьютера помогает:
- оптимизировать и интенсифицировать учебный процесс,
- повысить интерес школьников к изучаемому предмету,
- воплотить идеи развивающего обучения,
- повысить темп урока,
- увеличить объём самостоятельной работы.
Наглядность, которую обеспечивает ПК, особенно важна для младших школьников, так как у них ведущим является наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.
Технические средства обучения, проекционное оборудование, мультимедиа системы позволяют одновременно задействовать все каналы, воспринимающие учебную информацию (визуальный, аудиальный, кинетический), что значительно повышает качество усвоения учебного материала.
Учитель на уроке с использованием ПК выполняет функцию консультанта и организатора всего урока. Компьютер во время урока не заменяет учителя или учебник, но в корне изменяет характер педагогической деятельности. Он обеспечивает преподавателя новыми средствами обучения, позволяющими решать даже такие проблемы, которые ранее оставались нерешёнными.
Учитель может использовать на уроке несколько видов компьютерных программ:
- Учебные (наставнические). Чаще всего используются для объяснения нового материала, для максимально полного и успешного его усвоения.
- Программы-тренажёры. Применяются, когда теоретический материал обучаемым уже известен для формирования и закрепления навыков и умений учащихся, а также для их самоподготовки.
- Контролирующие программы. Обеспечивают контроль уровня знаний и умений учеников. Эти программы разработаны в виде разнообразных проверочных заданий, в том числе и в тестовой форме.
- Демонстрационные программы. Программы для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разных наглядных пособий (картин, фотографий, видеофрагментов).
- Информационно-справочные программы. Выводят необходимую информацию при подключении к образовательным ресурсам сети Интернет.
- Мультимедиа-учебники. Представляют собой комплексные программы, сочетающие в себе большинство возможностей перечисленных выше видов программ.
Между тем информационно-компьютерные технологии продолжают стремительно развиваться. И, вероятно, уже не за горами тот день, когда голосовые команды, используемые сегодня при управлении сотовыми телефонами или системой «умный дом», будут использоваться в учебном процессе. Учитель сможет подавать голосовые команды на компьютер, и, находясь в любой точке класса, управлять информацией, выводимой на экран.
На основании вышеперечисленного можно сделать следующие выводы: использование компьютера учителем для организации учебного процесса на уровне класса позволяет повысить интеллектуальный уровень детей, раскрыть их творческий потенциал, развить интерес к окружающему миру через игровой процесс.