История русской музыки

Зачем слушать хорошую музыку

Музыка, как один из видов искусства, дает человеку возможность познавать и развиваться в процессе познания. Для этого общение с музыкой должно быть всесторонним, начиная от танцев и заканчивая внимательным слушанием оркестра на концерте и чтением литературы о музыке.

Звуковые образы помогают художественному познанию мира, поэтому музыка должна занимать значительное место в системе воспитания разносторонне развитой личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.

Скачать русскую музыку и наслаждаться можно на сайте muxkey.net.

Если заняться своим музыкальным воспитанием прямо сейчас, и привлечь к этому всех друзей, знакомых и родственников, уже следующее поколение потомков будет лучше и креативнее во многих областях.

Начав слушать хорошую музыку, мы можем помочь появиться сотням тысяч потенциальных художников, композиторов, архитекторов и многих других.

Народные песни

Характерной чертой народной песни является отсутствие у нее авторства. Народным песням свойственно нести в себе смысл, связанный с бытом, либо трудовой деятельностью. Народная поэзия в виде песен, по сути, являлась источником информации, так как там часто описывалось не только ведение быта, но также и различные исторические события. Деревенские дети в детстве учились истории благодаря такому виду творчества. Народную песню можно назвать разновидностью общения, так как информация в ней была рассчитана на слушателя, а целью было рассказать что-либо или поделиться. Основными составляющими частями песни были: многоголосие, мелодия и стих. Однако, они отнюдь не являются обязательными атрибутами песни, и ее могли исполнять и в одиночку. Народные песни и музыка имеют свою классификацию: песни повествования (эпос), песни для детей, песни-обряды, частушки, а также песни и музыка, которые неразрывно связаны с танцами (хороводы и прочие). Песни повествования или эпические песни составляют достаточно обширный пласт творчества. В них входят рассказы об известных русских богатырях, а также о героических поступках, о походах на войну и прочие. Одной из целей эпоса было укрепление боевого духа и веры в силу русского народа. Песни для детей это, преимущественно, колыбельные. Обрядовое песенное творчество – это творчество, связанное непосредственно с различными календарными событиями. К ним можно отнести: свадьбы, похороны, дни рождения, а также различные праздники вроде масленицы или коляды. Частушки являются одним из самых поздних подвидов народного песенного творчества. Чаще всего содержат в себе сатирический настрой. Однако в более поздние годы частушка начала развиваться и стали появляться различные направления частушки, в том числе романтические и плачевные. В связи с тем, что песни чаще всего передавались устно, из поколения в поколение, и, преимущественно, происходили из сельской местности, достаточно сложно отследить, когда именно они появились. Первоначально, песни имели яркий оттенок языческого верования. Так, к примеру, колыбельные пелись у кроватки ребенка, чтобы защитить его от злых духов, либо являлись призывом к божествам о защите малыша. В период царствования Алексей Михайловича Романова был издан указ, по которому музыкальные инструменты следовало изымать и уничтожать. Это было связано с тем, что у русской народной песни были языческие истоки. Единственное песнопение, признанное полезным и правильным, было церковное. Со временем пришлось менять тексты песен под христианский контекст. Божеств заменяли именами святых. Первое упоминание о русской народной песне (шутливой) было зафиксировано в 17 веке в труде «Домострой». Шутливые песни считались аморальными, и их запрещалось петь. Несмотря на это, народные песни в России постепенно развивались. С приходом новой власти и изменением обстановки в стране появлялись и новые жанры, и новые герои. Русские народные песни характеризуются по географическому признаку. Например, конкретный диалект или смысл, и даже жанр. Так, былины исполнялись только на территории бывшей Новгородской республики. В России одним из первых музыкально-фольклорных коллективов был «Славянская капелла» Д. А. Агренева-Славянского (середина 19-го века)

Их целью было сохранение, развитие и пропаганда русской народной песни и музыки, как важного культурного наследия. В свое время обработкой народного музыкального творчества занимались такие известные деятели, как П

И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов и другие. В 1904-1909 годах впервые было записано народное творчество на фонограф. В 20-ом веке стало все больше появляться различных фольклорных коллективов. В свое время систематизацией и собиранием русского народного творчества занимались следующие личности: фольклорист П. А. Бессонов, композитор И. И. Веретенников, музыкант Кирша Данилов (один из первых составил сборник русских народных песен), английский поэт Джеймс Ричард и прочие. В современности русские народные песни являются частью фольклора, сохраняются, передаются, а также создаются новые. Существует несколько конкурсов народной песни. Среди них: «Поет село родное» (Российский фестиваль), «Кубанский казачок» (Российский фестиваль), «Каравон» (Поволжский фестиваль) и другие.

Влияние религии на народное творчество

Интересен другой аспект русской народной музыки. Многие песни, былины, сказы, созданные до принятия христианства в Киевской Руси и в последующие десятилетия после этого события, имеют четко прослеживающиеся языческие корни. Однако сила православной церкви на Руси всегда была достаточно велика, поэтому славяне попросту добавляли в привычные произведения элементы новой религии, изменяя их текст, смысл. Но по сей день в народном творчестве можно проследить влияние язычества и христианства.

В детских русских народных песнях, которые можно отнести к русской народной музыке, до сегодняшнего дня встречаются леший, домовой, а многие песенные «забавки» для детей являются частью языческих обрядов, созданных, например, для вызова дождя.

Жанры русской народной музыки

Можно сказать, что постоянно воюющим за свои территории, семьи, пропитание славянским племенам было не до отдыха. Поэтому по большей части русская народная музыка создавалась с конкретной целью, танцевальные, лирические произведения появились гораздо позже, в XVI – XVII веках.

По большому счету в русской народной музыке Киевской Руси можно выделить несколько основных жанров:

  • детские песни,
  • обрядовые песни,
  • песни-плачи,
  • эпические песни,
  • частушки.

Детские песни – передавались из поколения в поколение, пелись над детской колыбелью, были призваны защитить ребенка от злых духов, помолиться о его здоровье и счастье, помочь малышу быстрее заснуть.

В основе детских песен лежали языческие заговоры и обряды, хотя со временем в них появились и элементы православной религии – пожалуй, именно в этом жанре можно наблюдать наибольшее смешение этих противоположных религиозных направлений.

Обрядовые песни – традиционно сопровождали все календарные праздники славян, потому история русской народной музыки тесно связана с религией. Наиболее ярким примером обрядовых песен являются колядки – веселые песенки, которые пелись ряжеными на Святки. Здесь также прослеживается интересное смешение религиозных направлений: само название «колядки» произошло от имени языческого бога зимы Коляды, однако эти обрядовые песни исполнялись на христианский праздник – Святки.

Неизменно обрядовые песни сопровождали масленицу, день Ивана Купалы, а также события, имеющие значение для каждой конкретной семьи – поминки, свадьбы, дни рождения детей, другие памятные даты.

Также к обрядовым песням можно отнести церковные песнопения, которые создавались людьми, отрицающими языческие корни во всех их проявлениях, полностью посвятившими свою жизнь служению церкви.

Песни-плачи – особая часть русской культуры, создаваемая представителями особой профессии, пользующейся популярностью в Киевской Руси – плакальщицами. Плач и соответствующие обряду музыкальные формы являлись обязательной частью церемонии поминовения умерших. На сегодняшний день известны наиболее распространенные песни-плачи для похорон, целые коллективные воинские плачи, которые использовались на войнах, а особое место в жанре занимает плач невесты, которая вместе с подругами оплакивает свое расставание с родным домом, девичеством.

Эпические песни – служили для поддержания боевого духа тех, кто отправлялся на войну или просто в дальнее странствие. Скоротать время в строю, на привале, напугать врага, обрушить на его голову все несчастья, а также в красивой, интересной форме рассказать о своих подвигах родной семье – былины, эпос всегда являлся неотъемлемой частью русской культуры.

Русские народные частушки это, пожалуй, единственный жанр, который популярен сегодня, продолжает развиваться – короткие, забавные стишки, исполняющиеся на распев, описывающие повседневные события каждого племени в шутливой, игривой форме.

Стоит ли говорить о том, что до XXI века русская народная музыка дошла в значительно видоизменившись. Сегодня все русские народные произведения можно отнести к танцевальным или лирическим. Ценность произведений только возрастает – историки постоянно находят в этом развлекательном жанре интересные факты, ведь история русской народной музыки прекрасно отражает историю российского государства, народа!

Предлагаем курсы по обучению игре на музыкальных инструментах в муз. школе “Виртуозы:

  • уроки игры на электрогитаре – актуально для желающих играть современный рок;
  • игра на фортепиано для взрослых, в независимости от опыта, наличия навыков.

Летние праздники, уборка урожая

На Троицу и Купалу считалось, что граница в потусторонний мир истончается и на землю приходит всякая нечисть — жечь костры и плести венки нельзя, чтобы не навлечь беды. Но именно эти действия позволяют заглянуть в будущее. В это время провожают весну и встречают лето. Обряд в разных местах носит название «проводы русалки», «проводы или похороны кукушки», «Купала».

Все плохое провожали, сжигали старые вещи, куклу-купалу. В этот же период были и противоположные, свадебные традиции, когда женили Русалку и Руслаима, Ведмедя и Ведмедицу, Кукушку и Кокуна. Троицкие и купальские песни пели по дороге к месту, где проходит ритуал, во время завивания венков, кумления. Русальные песни на Брянщине во время хода с куклой русалки, в купальскую ночь – купальные песни-обереги: «Выйди, ведьма, с жита вон, а не выйдешь – то сожжем».

Такое пение сопровождали ритуальными шумами – битьем по металлу или дереву, чтобы прогнать нечистую силу.

После «макушки лета» начиналась жатва. Это единственный обряд, не приуроченный ни к какому церковному празднику. Жатвенные песни распространены в Псковской, Смоленской и Брянской областях, на границе с Украиной и Белоруссией. При уборке ржи (жита) исполнялись житвенные, а яровые хлеба жали с яринными. Зажиночные знаменовали начало страды, жатвенные звучали во время работы на поле, а дожиночные – по окончании работ. Были песни и замашные (при уборке конопли), льняные, картофельные, восенные. Когда уставшие жнеи шли с работы, вся деревня слышала песню:

Ох, наша жита реденька, забалела сярединка, Ой, нам пора дамой идти, на тёплаю вячерюшку, На тёплаю вячеряшку, на мягкую пастелюшку.

А когда крестьянин видел край поля и приближался долгожданный конец работы, он пел:

Как на нашей нивке сягодни обжинки. Слава Богу! Видить моё око, что край недалёко. Слава Богу! До краю дожнемся, горелки напьемся. Слава Богу!

Интернет обесценил музыку

Мы – поколение, живущее в мире высокоскоростного интернета. Мы можем скачать что угодно, прикоснуться к любым знаниям и развиваться бесконечно. В наших смартфонах памяти больше, чем в некоторых современных ноутбуках.

Казалось бы – вот он, безграничный простор для музыкального образования, доступ к миллионной фонотеке всего мира в кармане, на расстоянии одного прикосновения пальцем к экрану.

Но увы. Для нас доступность контента сыграла злую шутку. Мы не воспринимаем информацию всерьез, пропускаем её сквозь себя.

В том числе и музыку.

В наше время песни играют из каждого утюга. Однако, вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Мы просто отвыкаем слушать музыку всерьез.

Нынешняя эпоха требует музыки для всех, а не для немногих избранных. На наших глазах складывается принципиально новая музыкальная культура, понимание которой невозможно с позиций, выработанных на материале и в социальных условиях прошлых музыкальных этапов.

Музыке, которая в прошлом веке звучала для нескольких сот человек, собравшихся в концертном зале, а то и нескольких десятков, заполнивших салон, в нашем веке представилась возможность объединять человечество.

Но если в салон или концертный зал приходили люди, подготовленные к встрече с музыкой своим образом жизни, уровнем знаний и общей культуры, то сейчас величайшие произведения музыки в наилучшем исполнении звучат перед сотнями миллионов не всегда готовых к ее восприятию людей.

Коммерческая направленность современных исполнителей

Автомобиль Владимира Высоцкого. Сам Высоцкий шутил, что такой мерседес есть только у него и у Брежнева

Изначальная концепция «Творчество ради творчества» сменилось на «Буду делать вид, что умею петь, лишь бы мне заплатили». Да, в СССР талантливые певцы тоже получали большие деньги. Они жили в роскошных домах, часто бывали за границей. Но то, какие деньги крутятся в музыкальной индустрии сейчас – не идёт ни в какое сравнение с тем, что было раньше.

Но советские музыканты получали деньги заслуженно, а вот почему наши певуны становятся миллионерами и миллиардерами – объяснить сложно. Некоторые из них выпускают несколько песен в год, но при этом снимаются в 5-10 рекламах и ходят на различные передачи. Всё ради денег.

Тексты самого популярного российского исполнителя, Моргенштерна, – это просто нечто. Конечно же, в плохом смысле: каждая вторая его песня либо о женщинах с низкой социальной ответственностью, либо о деньгах, либо о запрещённых веществах. А некоторые его тексты – целиком реклама. Можете себе представить, что человек выдаёт явную рекламу за музыку, и миллионы людей это слушают?.. Теперь это норма.

А вот о чём были песни раньше, когда музыка создавалась не ради денег, а ради удовольствия слушателей:

Музыканты зарабатывают миллионы, но в то же время происходит обеднение. Обеднение кругозора их слушателей и обеднение российской музыкальной культуры. Не понятно, сколько ещё это будет продолжаться, но пока такая музыка находит своего слушателя, талантливые исполнители будут оставаться в тени…

Русская музыка до того, как стала «русской»

Вся русская музыка до определенного момента была полноценной калькой с европейской придворной музыки, и это неудивительно. При дворе заказывали музыку, приглашали композиторов, которые учились у итальянских мастеров, у французских композиторов, которые тоже приезжали, и полностью копировали то, что происходило в Европе. Почему так? Потому что европейское казалось эталонным, а вот это вот, то что у нас в полях поют — да ну, это же непрофессионально, не при дворе же такое исполнять. Поэтому русская музыка походила на плохой копипаст с западноевропейской.

Так продолжалось до тех пор, пока русский двор не открыл для себя авторскую музыку Михаила Ивановича Глинки, который одним из первых добавил к оркестровой музыке народный, крестьянский мотив, который можно было услышать в поле или в деревне. Во многом на его творчество повлиял его образ жизни. Глинка происходил из богатой дворянской семьи. У них было поместье, в котором работали крестьяне, платили дань. Глинка ни дня не работал, он состоял в каком-то чине, но в 20 лет появилась возможность поехать по зову сердца в Германию, потом в Италию. В поездках он познакомился и с Беллини, и с Доницетти, со всеми популярными итальянскими композиторами, наслушался белькантo — и стало ему обидно, что русской оперы нет.

При этом опер писали много. Естественно, это было очень придворное развлечение, как сейчас кинематограф. Но они все писали так, как писал Евстигней Фомин и другие придворные композиторы — копипастили европейскую музыку. И вот Глинка решил сделать такого Франкенштейна, то есть взять европейскую форму оперы — и наполнить ее русскими мотивами, «галочками» и 5-стопниками. И получился «Иван Сусанин». Так Михаил Глинка стал создателем русской оперы.

Была ли у него такая амбиция? Да не было. Простой, хороший был, такой очень мирный, дворянин, который писал музыку в качестве своего хобби. А случайно сотворил такой невероятный шедевр, абсолютно знаковое произведение, которое вдохновило многих и показало, что так тоже можно.

Первенство русских музыкантов

Поскольку русская музыка «началась» намного позже европейской, «закончилась» она также значительно позднее. А закончилась ли вообще? Когда европейские композиторы уже имели мировую популярность, в России был только фольклор, развивался Глинка и начинал новый жанр.

ХХ же век, по мнению многих экспертов, принадлежит Шостаковичу и Прокофьеву — самым известным композиторам прошлого столетия. Их произведения по-прежнему играют в операх всего мира, они вписали свои имена в историю русской музыки навсегда.

Заключение

Все песни, которые появились в авторском исполнении в 19 веке и сегодня воспринимаются как народные, относятся к «городской» музыкальной культуре. Они характеризуются активным инструментально-аккордовым сопровождением и рифмованным профессиональным стихом, который появился в период правления Петра. До него русская культура всего этого не знала и не делилась на деревенскую и городскую. И многоголосие этих песен чаще всего имеет аккордовую структуру, как в церковном партесном пении. Эти авторские песни распространялись из уст в уста, так как основная масса населения при большой любви к музыке и неоспоримых талантах не знала музыкальной грамоты. Авторы забывались, а песни жили своей жизнью. В те же годы возникла и частушка. Известный собиратель и пропагандист русского фольклора М. Пятницкий вначале относился к ней очень неодобрительно, называя крикливой. Несмотря ни на что, деревенская музыкальная культура сохранилась фрагментарно и до сих пор. Она разительно отличается от привычной нам рифмованной и равномерно-акцентированной песни. Для непривычного уха она чужда и часто «неудобоварима». Человеку, воспитанному на иной музыке (когда-то заграничной), просто не за что зацепиться, не на что опереться. Но при этом многие авторы считают русские протяжные лирические песни венцом музыкальной культуры, и не только русской, но и мировой.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий