«Эрзянь Ки» представляет полный список рек Нижегородской области, удивляйтесь этим названиям!

Содержание

Этимология и история

Этимология

Эрзя — самоназвание (эндоэтноним) народа, вероятно, восходит к эрзянскому глаголу «эрсемс», который является многократным глаголом (обозначает действие длительное, повторяющееся), происходящим от «эрямс» — жить (существовать, быть живым). Такой же глагол есть и в мокшанском: «эрсемс» — бывать. Например, в форме 3-го лица единственного числа («живет», «бывает») он будет звучать, как «эрси», что полностью соответствует названию народа, а «эрсян» — это уже форма 1-го лица единственного числа того же глагола («живу», «бываю»). Например, название исчезнувшего финно-угорского племени меря (меряне) по той же модели можно связать с глаголом «меремс» — сказать.

Наиболее раннее известное упоминание самоназвания эрзян содержится в письме хазарского кагана Иосифа (X век). Возможно, оно же стало основой для названия страны Арсания, упоминаемой в трудах арабских географов X века, точная идентификация и местоположение которой до сих пор неизвестны. По мнению В. В. Напольских, происхождение слова «эрзя» также остается неясным, но наиболее приемлемо предположение о его заимствовании из иранских языков (ср. др.-перс. aršan «самец, муж; бык, вепрь; герой, богатырь»).

Этногеномика

Современные популяции эрзян имеют общих предков с теми популяциями, которые ныне расселены значительно западнее (русские Центральной и Южной России, белорусы, поляки, словаки), но также и популяциями востока Германии, к которым эрзяне генетически значительно ближе, чем к лингвистически и географически близким мокшанам, современные популяции которых генетически родственны исключительно популяциям коренных народов Средней Волги.

Исследование распределения антигенов групп крови у эрзян и мокшан Мордовии показали, что встречаемость некоторых эритроцитарных антигенов у мокшан и эрзян может иметь значительные отличия (до 2 раз).

Антропология

Эрзян относят к беломоро-балтийскому варианту европеоидной расы, который представлен, помимо эрзян, большинством прибалтийских финноязычных народов и частью коми-зырян. Мокшан относят к уральской расе, в пределах которой мокшане отнесены к субуральскому подтипу.

Возникновение эрзянского языка

Среди языковедов превалирует мнение, что более полутора тысяч лет назад существовал единый древнемордовский язык, который функционировал внутри единого общемордовского родоплеменного образования, а полторы тысячи лет назад произошло его разделение на мокшанский и эрзянский языки.

Возникновение материальной культуры эрзян

На основании анализа археологических культур археологи высказывали различные мнения: либо, что существовала древняя общемордовская народность, которая в середине или конце I тысячелетия н. э. разделилась на мокшан и эрзян, либо высказывалось мнение о том, что мокшане и эрзяне были разделены изначально и общая мордовская культура никогда не существовала. Выдвигалась также и гипотеза о том, что основы культур эрзян и мокшан были заложены самостоятельно друг от друга, позднее в VI—VII стала формироваться общемордовская культура, которая в начале II тысячелетия стала вновь различаться на мокшанскую и эрзянскую. Последней по времени была высказана гипотеза о том, что в III—V веках существовала единая древнемордовская общность, которая начала разделяться на эрзю и мокшу не ранее VI—VII веков, а процесс разделения завершился к началу II тысячелетия н. э..

Исторические сведения

Об эрзянах (арджанах), как и о мокшанах, сообщал иранский ученый Рашид ад-Дин (начало XIV века); ногайский князь Юсуф писал о «рзянах» в грамоте, отправленной им в Москву в 1549 году.

В раннем средневековье эрзя — народность, которая оказывала сопротивление хазарам, печенегам и половцам. Под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному Арзамасу.

В отличие от мокши, признавшей в 1237 году зависимость от Золотой Орды, эрзяне отступали на север в леса и оказывали монгольским войскам сопротивление. После переноса суздальской столицы в середине XIV века в Нижний Новгород эрзяне попали под власть Нижегородско-Суздальского великого княжества и некоторая часть их приняла христианство, а другая часть отступила дальше на восток, проникнув в XVII веке в Заволжье и Южное Приуралье, где столкнулась с ногайцами и калмыками. Создание Саратовско-Оренбургско-Челябинской линии крепостей сделало возможным дальнейшее продвижение эрзи на Урале. Многие эрзянские поселения на Урале появились после проникновения сюда русского населения.

Петер Симон Паллас в начале XIX века отмечал:

Традиционный костюм терюхан

Наиболее ярким выражением самобытности терюхан был и остаётся их традиционный костюм, фрагменты которого до сих пор хранятся во многих семьях.

Интересно, что одетая в мордовский костюм женщина-терюханка уже в 20-х годах ХХ столетия определялась местным населением не как мордовка, а как «ходящая мордовкой», т.е. старающаяся выдать себя таковой.

В первой половине 20-го века исследователи отмечали интенсивный характер процесса смены мордовского костюма русским, однако подчеркивали, что почти в каждом селе можно встретить значительное количество женщин, носящих традиционную терюханскую одежду, которую они надевают по большим праздникам в церковь и при посещении кладбищ. Это белый с красной отделкой на рукавах шушпан, подпоясанный широким красным поясом с висящими до подола кистями.

Женский костюм терюхан слагается из рубахи туникообразного покроя, вышитой красными нитками вокруг горловины и шушпана — туникообразной распашной одежды, вышитой на рукавах от кисти до локтя. Рубаха и надеваемый на неё шушпан подпоясываются, первая — узким тканым «в доски» пояском, второй — широким вязаным или покупным поясом с длинными объемными кистями.

Наиболее распространенным является комплекс сарафан без лямок или юбка, рубахи без рукавов и короткие кофты, т.е. поздний комплекс полугородской русской женской одежды.

Причем в 30-е годы XX века этот комплекс уже имел бытования в основном только у терюхан, к этому времени в русских селах и деревнях района уже старались переходить на современную городскую одежду.

Демисезонной одеждой служила белая сермяга, двухклинный сплошной зипун из белого сукна со стоячим сзади воротом, покрытым аппликацией красного сукна и украшенный пришитыми на груди «дудяшками».

Зимой носилась”писанная шуба” из красной овчины, также украшенная аппликацией из разного цвета выкрашенной кожи и вышивкой.

И шубу, и сермягу носили под шушпан, всегда служивший верхней одеждой.
Обувью служили лапти мордовского типа, с хвостами, надевающиеся на белые портянки, зашнуровывающиеся прежде ткаными узорными шерстяными (сябастри) или кожаными оборами, теперь сменившимися лычными.

Мужской костюм в 30-х годах XX века почти совершенно утратил национальные черты. Рубаха и порты обычного русского покроя. Однако, как пишут исследователи, в самом начале XX века непременной принадлежностью мужского костюма также был шушпан, аналогичного с женским покроя, только без вышивки, также мужчины носили и серьмягу, и шубу.

Из украшений важно отметить сустуг — круглую фибулу типа эрзянской сюльгамы с подвесками из цепочек и медных жетонов с гравированным рисунком. Все перечисленные элементы костюма до сих встречаются у жителей села Б.Терюшево и деревень Макраша и малое Сескино

Все перечисленные элементы костюма до сих встречаются у жителей села Б.Терюшево и деревень Макраша и малое Сескино.

Реки и озёра Нижегородской области

Список водоемов, длина которых превышает 100 км, представлен ниже:

  1. Серёжа. Полностью нижегородская река. Используется для сплава на байдарках.
  2. Вая.
  3. Уста. Левый приток Ветлуги.
  4. Пьяна. Одна из самых извилистых рек в мире.
  5. Кудьма. Южная граница массива Зелёный город.
  6. Люнда.
  7. Керженец. Одно из любимейших мест отдыха туристов. Очень красивая река.
  8. Пижма.
  9. Ветлуга. Лесная красавица, так её называют местные старожилы.

  10. Урга. Левый приток Суры.
  11. Узала. Впадает в Волгу.
  12. Линда. Течёт только по территории области. Любимое место отдыха нижегородцев.
  13. Большая Какша.
  14. Клязьма. Крупнейший приток Оки.
  15. Алатырь.
  16. Сура. Своеобразная река с очень крутыми поворотами.

Кроме этих рек, в

Символика

Эрзянский флаг

Основная статья: Флаг эрзян

Флаг эрзян

Флаг эрзянского народа (эрз

«эрзянь раськенькоцт») обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется, к этнокультуре эрзян, а также означает их важность для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры. Символ неофициального выделения из мордвы, как отдельный народ, и несогласия с объединяющим с народом мокша наименованием мордва

Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях. Флаг имеет три основных цвета, заимствованные из национальных мужских и женских костюмов этого народа. Сверху вниз: белый (свобода), красный (жизнь), чёрный (земля). Смысловой ряд следующий: «Свобода-Жизнь-Земля».

Этимология и история

Этногеномика

Современные популяции эрзя имеют общих предков с теми популяциями, которые ныне расселены значительно западнее (русские Центральной и Южной России, белорусы, поляки, словаки), но также и популяциями востока Германии, к которым эрзяне генетически значительно ближе, чем к лингвистически и географически близким мокша, современные популяции которых генетически родственны исключительно популяциям коренных народов Средней Волги.

Исследование распределения антигенов групп крови у эрзя и мокша Мордовии показали, что встречаемость некоторых эритроцитарных антигенов у мокша и эрзя может иметь значительные отличия (до 2 раз).

Антропология

Эрзя относят к беломоро-балтийскому варианту европеоидной расы, который представлен, помимо эрзя, большинством прибалтийских финноязычных народов и частью коми-зырян. Мокша относят к уральской расе, в пределах которой мокша отнесены к субуральскому подтипу.

Возникновение эрзянского языка

Среди языковедов превалирует мнение, что более полутора тысяч лет назад существовал единый древнемордовский язык, который функционировал внутри единого общемордовского родоплеменного образования, а полторы тысячи лет назад произошло его разделение на мокшанский и эрзянский языки.

Возникновение материальной культуры эрзя

На основании анализа археологических культур археологи высказывали различные мнения: либо, что существовала древняя общемордовская народность, которая в середине или конце I тысячелетия н.э. разделилась на мокша и эрзя, либо высказывалось мнение о том, что мокша и эрзя были разделены изначально и общая мордовская культура никогда не существовала. Выдвигалась также и гипотеза о том, что основы культур эрзя и мокша были заложены самостоятельно друг от друга, позднее в VI-VII стала формироваться общемордовская культура, которая в начале II тысячелетия стала вновь различаться на мокшанскую и эрзянскую. Последней по времени была высказана гипотеза о том, что в III–V веках существовала единая древненемордовская общность, которая начала разделяться на эрзю и мокшу не ранее VI–VII веков, а процесс разделения завершился к началу II тысячелетия н.э..

Исторические сведения

Об эрзянах (арджанах), как и о мокшанах, сообщал иранский ученый Рашид ад-Дин (начало XIV века); ногайский князь Юсуф писал о «рзянах» в грамоте, отправленной им в Москву в 1549 году.

В раннем средневековье эрзя — народность, которая оказывала сопротивление хазарам, печенегам и половцам. Под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному Арзамасу.

В отличие от мокши, признавшей в 1237 году зависимость от Золотой Орды, эрзяне отступали на север в леса и оказывали монгольским войскам сопротивление. После переноса суздальской столицы в середине XIV века в Нижний Новгород эрзяне попали под власть Нижегородско-Суздальского великого княжества и некоторая часть их приняла христианство, а другая часть отступила дальше на восток, проникнув в XVII веке в Заволжье и Южное Приуралье, где столкнулась с ногайцами и калмыками. Создание Саратовско-Оренбургско-Челябинской линии крепостей сделало возможным дальнейшее продвижение эрзи на Урале. Многие эрзянские поселения на Урале появились после проникновения сюда русского населения.

Петер Симон Паллас в начале XIX века отмечал:

Спондилоартроз – клиники в Москве

Выбирайте среди лучших клиник по отзывам и лучшей цене и записывайтесь на приём

Где живут, численность

В древности земли эрзян простирались от современных территорий Рязани до Васильсурска, расположенного на границе Нижегородской области и Марий Эл. Под давлением надвигающихся славянских племен народ был вынужден отступать на восток, уходя в сторону нынешнего города Арзамаса. В XIII столетии, в отличие от покорившихся Золотой Орде мокшан, эрзя отступили на север, укрывшись в густых лесах.

Столетие спустя земли народа попали под влияние Нижегородско-Суздальского великого княжества, что заставило часть этноса вновь покинуть освоенные территории. К XVII столетию крупные эрзянские диаспоры существовали на Урале, в Южном Приуралье и Заволжье. Большая часть представителей народа, сформировавшая впоследствии дошедшую до нас самобытную культуру, осталась в историческом регионе проживания.

В зоны современного расселения эрзян входят:

  • восточная зона расселения — районы на востоке Мордовии, Алатырский, Ибресинский, Порецкий районы Чувашии;
  • северо-восточная зона расселения — Городищенский, Пензенский, Сосновоборский, Никольский районы Пензенской области;
  • северная зона расселения — Большеигнатовский район Мордовии, Гагинский, Лукояновский, Пильнинский Сергачский, Шатковский районы Нижегородской области;
  • западная зона расселения — группа эрзи под названием шокша, проживающая в Теньгушевском, Торбеевском районах на западе Мордовии.

Значительное число представителей народности живет за пределами Мордовии:

  • в Исаклинском, Похвистневском, Клявлинском, Шенталинском, Кошкинском районах Самарской области;
  • в поселке Мисково Костромской области;
  • в Бугурусланском, Абдулинском, Северном, Пономарёвском районах Оренбургской области;
  • во Владимирской области;
  • в Ивановской области;
  • в Рязанской области;
  • в Ульяновской области;
  • в Алтайском крае;
  • в Саратовской области;
  • в Свердловской области;
  • в Тамбовской области;
  • в Татарстане.

По информации переписи 2010 года, численность эрзян составляет 57 008 человек. Сложность точного отражения данных о численности усложняется тем, что многие представители этноса указывают национальность «мордва». Перепись 2010 года показала численность мордвы в 744 237 человек, из них к народу мокша себя отнесли лишь 4767 человек.

Нижний Новгород лайф

Все более-менее крупные реки Нижегородской области являются притоками Волги. Основными притоками Волги на территории области выступают такие крупные реки, как Ока, Сурга и Ветлуга.

Именно на берегу Ветлуги вы сможете комфортно отдохнуть на турбазе «Река Чаек».

Здесь не только порыбачить можно, ведь местность лесистая, поэтому база подойдет для тех, кто любит тихую охоту: собирание черники, брусники, клюквы и грибов. Речную систему Нижегородской области разделяют на 2 группы – левобережье и правобережье, выделяя при этом наиболее крупные реки.

К левым притокам относят реки: Узола, Керженец и Линда, Пижма, Вая, Люнда, Уста, Большая Какша. Эти реки протекают по равнинной местности, имеют извилистые русла. Реки левого притока раньше рек правого притока замерзают и позже начинают таяние льдов.

Современные археологические исследования

По инициативе краеведческого музея и центра традиционной культуры Дальнеконстантиновского района, при личной поддержке главы администрации начал реализовываться научно-исследовательский проект основным направлением деятельности которого, стало изучение терюханской мордвы.

Была проведена археологическая экспедиция, раскопки производились в районе сёл Помра и Большое Терюшево. В ходе археологической экспедиции были обнаружены мордовские поселения и захоронения, которые можно отнести к племенам — предкам мордвы-терюхан.

В округе Большого Терюшева на вершине холма под названием «Корабль» археологической экспедицией было обнаружено средневековое мордовское поселение, относящееся примерно к периоду XIV века. На этом месте жила отдельно, как на хуторе, большая мордовская семья. С этого же холма предположительно начало свою историю и само село Большое Терюшево.

В итоге проведенные исследования показали, что в XIV веке в ближайшей округе Большого Терюшева, на защищенном естественным рельефом останце основывается средневековое мордовское поселение, потом его жители веке в XV-XVI веках переходят на новое место, которое известно впоследствии как пустошь Старое Терюшево. Однако к XVII веку данное поселение заселяется русскими, а местная мордва-терюхане окончательно переселяются в соседние села.

Этимология и история

Этногеномика

Современные популяции эрзя имеют общих предков с теми популяциями, которые ныне расселены значительно западнее (русские Центральной и Южной России, белорусы, поляки, словаки), но также и популяциями востока Германии, к которым эрзяне генетически значительно ближе, чем к лингвистически и географически близким мокша, современные популяции которых генетически родственны исключительно популяциям коренных народов Средней Волги.

Исследование распределения антигенов групп крови у эрзя и мокша Мордовии показали, что встречаемость некоторых эритроцитарных антигенов у мокша и эрзя может иметь значительные отличия (до 2 раз).

Антропология

Эрзя относят к беломоро-балтийскому варианту европеоидной расы, который представлен, помимо эрзя, большинством прибалтийских финноязычных народов и частью коми-зырян. Мокша относят к уральской расе, в пределах которой мокша отнесены к субуральскому подтипу.

Возникновение эрзянского языка

Среди языковедов превалирует мнение, что более полутора тысяч лет назад существовал единый древнемордовский язык, который функционировал внутри единого общемордовского родоплеменного образования, а полторы тысячи лет назад произошло его разделение на мокшанский и эрзянский языки.

Возникновение материальной культуры эрзя

На основании анализа археологических культур археологи высказывали различные мнения: либо, что существовала древняя общемордовская народность, которая в середине или конце I тысячелетия н.э. разделилась на мокша и эрзя, либо высказывалось мнение о том, что мокша и эрзя были разделены изначально и общая мордовская культура никогда не существовала. Выдвигалась также и гипотеза о том, что основы культур эрзя и мокша были заложены самостоятельно друг от друга, позднее в VI-VII стала формироваться общемордовская культура, которая в начале II тысячелетия стала вновь различаться на мокшанскую и эрзянскую. Последней по времени была высказана гипотеза о том, что в III–V веках существовала единая древненемордовская общность, которая начала разделяться на эрзю и мокшу не ранее VI–VII веков, а процесс разделения завершился к началу II тысячелетия н.э..

Исторические сведения

Об эрзянах (арджанах), как и о мокшанах, сообщал иранский ученый Рашид ад-Дин (начало XIV века); ногайский князь Юсуф писал о «рзянах» в грамоте, отправленной им в Москву в 1549 году.

В раннем средневековье эрзя — народность, которая оказывала сопротивление хазарам, печенегам и половцам. Под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному Арзамасу.

В отличие от мокши, признавшей в 1237 году зависимость от Золотой Орды, эрзяне отступали на север в леса и оказывали монгольским войскам сопротивление. После переноса суздальской столицы в середине XIV века в Нижний Новгород эрзяне попали под власть Нижегородско-Суздальского великого княжества и некоторая часть их приняла христианство, а другая часть отступила дальше на восток, проникнув в XVII веке в Заволжье и Южное Приуралье, где столкнулась с ногайцами и калмыками. Создание Саратовско-Оренбургско-Челябинской линии крепостей сделало возможным дальнейшее продвижение эрзи на Урале. Многие эрзянские поселения на Урале появились после проникновения сюда русского населения.

Петер Симон Паллас в начале XIX века отмечал:

Символика

Эрзянский флаг

Основная статья: Флаг эрзян

Флаг эрзян

Флаг эрзянского народа (эрз

«эрзянь раськенькоцт») обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется, к этнокультуре эрзян, а также означает их важность для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры. Символ неофициального выделения из мордвы, как отдельный народ, и несогласия с объединяющим с народом мокша наименованием мордва

Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях. Флаг имеет три основных цвета, заимствованные из национальных мужских и женских костюмов этого народа. Сверху вниз: белый (свобода), красный (жизнь), чёрный (земля). Смысловой ряд следующий: «Свобода-Жизнь-Земля». Существует другой вариант толкования: белый (Инешкипаз), красный (кровь эрзян, народ эрзя), чёрный (Масторава). Чёрный цвет — это не только цвет земли, но и цвет пулая — набедренной части эрзянского женского национального костюма. Отсюда вывод, что для предков эрзян чёрный цвет это не цвет траура, а цвет, символизирующий матушку-землю, плодородие и женское начало. Для эрзян это ещё пакся (рус. поле), а в более широком значении Масторава (рус. Родина от эрз. мастор — земля, авай — мать). Если считать при этом красный цвет кровью — символом народа эрзя, а белый символом Инешкипаза, то получается следующий смысловой ряд: «Инешкипаз-Эрзя-Масторава». А это уже выраженная в цветах значимость эрзянских национальных ценностей и интересов. Кроме основной трактовки значений цветов обоснованным будет считать также следующую трактовку: Масторава (черный цвет), дает опору и жизнь эрзе (красный цвет), который живёт и трудится на ней, над ними Инешкипаз (белый цвет или серебристый), защищающий их и покровительствующий им.

Другие названия Волги

В разные времена «мать рек русских» именовалась по-разному. Нельзя забывать о том, что ее берега населяли представители самых разных народов. И в каждом языке было свое обозначение для реки, служившей для людей и источником пищи, и основным водным путем, и объектом преклонения. Кроме названия «Ра», история сохранила следующие гидронимы:

  • Русское «Волга», происходящее от древнеславянского слова «вълга», означающего просто «вода», «сырость», «река».
  • Эрзянское «Рав», также переводящееся как «река», «поток».
  • Хазарское «Идель» (или Итиль) – «великая река». На арабских картах это название трансформировалось в «Атель».

Одежда

Традиционный мужской костюм эрзя отличался простотой: просторные штаны и рубаха из домотканой материи. Подпоясывались кушаком, преимущественно красного оттенка. Летом носили халат распашного типа, зимой — выделанные из овчины шубы, в межсезонье — сшитый из сукна чапан. На голову надевали высокие валяные шапки с короткими полями, для работы в поле носили колпаки из холстины, для зимы шили покрытые сукном шапки-ушанки.

Женский традиционный костюм эрзя считался вершиной материальной культуры народа, сочетая в себе изысканные узоры, богатый декоративный комплекс, следование обрядам, а также народному символизму. Базу костюма составляла длинная, почти до пола, рубаха из белого сукна. Шилась она из двух кусков материи, перекинутых пополам: в месте сгиба делали горловину, края сшивали не до конца, оставляя разрезы для удобства ходьбы. Ворота у рубахи не было: его заменял треугольной формы разрез, скреплявшийся фибулой — пряжкой овальной формы из толстой проволоки с булавкой.

Рубаху богато украшали вышивкой, в которой преобладали геометрические орнаменты. Наносились узоры по подолу, рукавам, вороту, переднему шву, продольными полосами по груди и спине. Именно декор делает национальный эрзянский женский костюм уникальным выражением самобытности и богатой культуры народа. Так, обязательным элементом был пулай, или, как его еще называли, «пояс стыдливости» — поясное украшение, повязывающееся на бедра и доходящее до середины бедра или колен

Деталь имела важное значение: указывала на женщин детородного возраста, поэтому носить ее начинали с 13-14 лет и до глубокой старости

Пояс мог кроиться с вставным валиком или без него, представлял собой треугольный, прямоугольный или трапециевидный кусок ткани с зашитым внутрь войлоком или картоном. Богато украшался вышивкой, монетами, каури, позументом, бусами, к низу прикреплялись шерстяные нитки, полоски ткани, кисти, подвески с бубенцами, раковинами каури, пуговицами, металлическими бляхами. Чем лучше был украшен пояс, тем богаче считалась семья женщины, поэтому вес праздничных вариантов аксессуара доходил до 6-8 килограммов. Не снимали пулай и в повседневной жизни: делали облегченным и, не снимая, выполняли тяжелые хозяйственные, полевые работы.

Интерес представляют головные уборы эрзянок, отличающиеся большим разнообразием:

  • Девочки и незамужние женщины носили очелье — обруч или повязку вокруг головы, подобную той, что в XX столетии распространилась у хиппи. Очелье делали из ткани, луба или картона, обтянутых тканью. Украшали аксессуар вышивкой, позументом, бисером, дополнительно использовали височные украшения. В праздники носили пехтим — очелье, богато украшенное монетами, раковинами каури, бумажными цветами, бисерной бахромой, бубенчиками.
  • Замужним женщинам полагалось скрывать волосы, для чего существовал комплекс головных уборов, использовавшихся на разных территориях. Наиболее аутентичный вариант — паго, что в переводе с эрзянского означает «гриб». Название вызвано необычной формой головного убора: на вытянутую кверху или похожую на лопату высокую основу из луба натягивали красную ткань. Получившуюся заготовку богато украшали поперечными рядами вышивки, медными цепочками. Из задней части паго выпускали кусок ткани, спускающийся на спину.
  • Сложную по крою, но широко распространенную в центральных и южных районах России сороку носили замужние женщины. Головной убор имел сплюснутую форму и выпущенный сзади широкий «хвост», лежащий на спине. Эрзянки украшали спинную деталь и переднюю часть сороки бусами, серебром, красными шерстяными нитками, цепочками.

В XIX столетии распространение получили передники, скроенные с нагрудником или без него. Предмет одежды богато украшали в эрзянском стиле орнаментами и разнообразными подвесками. Не обходился костюм, даже повседневный, без многочисленных нагрудных украшений: нескольких рядов бус, подвесок, нитей бисера.

Фольклор терюхан

Чрезвычайно богато описан фольклор терюхан, уже в 20-е годы этнографы отмечали, что именно в терюханских сёлах сохранились более глубокие пласты среднерусского лирического и обрядового фольклора, уже не встречающегося в русских селах и деревнях.

Особенную сохранность имели хороводы

Также внимание исследователей привлек унисонный вариант исполнения в терюханских селах частушек, особенно «сормача»

Мордовские слова употреблялись в речи местных терюхан уже как русские диалектные, кстати, такова ситуация и сейчас, нам удалось зафиксировать использование нескольких слов, к которым прибегали для более яркого описания того или иного действия или процесса.

Внешность

Эрзяне глобально относятся к европеоидной расе, беломоро-балтийскому типу, тогда как мокша — к уральской расе, субуральскому подтипу. От мокшан эрзяне отличаются более высоким ростом, европеоидными чертами внешности, преобладанием светлых оттенков волос и глаз.

К другим характерным признакам относят:

  • светлую пигментацию кожи;
  • прямые волосы;
  • короткий нос среднего размера;
  • переносье средней высоты;
  • слабый рост растительности на лице.

Мужчины оставляли волосы средней длины или стриглись коротко. Женщины заплетали волосы в косы. В некоторых селениях до свадьбы полагалось носить одну косу, после — заплетать в две, но прятать их под головными уборами. Часть источников свидетельствует, что у молодых девушек была традиция носить много кос. Существовал обряд плетения двадцати пяти косичек невесте на свадьбу: их оплетали вокруг передней части головы, формируя прическу. После покрывали традиционным высоким головным убором. На концы кос крепили шерстяные нити, украшения, использовали хитроумные и изысканно украшенные накосники, спускавшиеся практически до пола.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий